Что называют оперативным хранением в делопроизводстве
Вся документация со дня возникновения и до момента архивации подлежит оперативному (текущему) учету. Перечень ценных бумаг и срок, в течение которого необходимо их хранить, установлены на законодательном уровне. Систематизирование, сохранность и обеспечение быстрого доступа к информации является основной задачей мероприятий. Несмотря на то, что документооборот завершается на этапе выполнения, его содержимое может иметь значение для стабильной работы предприятия в последующие периоды. Установлены следующие виды оперативного хранения документов:
- находящиеся в процессе исполнения;
- исполненные.
Учет может вестись в бумажной форме или в электронной версии, согласно утвержденной на предприятии технологии оперативного хранения электронных документов. Во втором случае в картотеку помещаются документы, полученные по электронной почте, факсу, а также производится сканирование всех бумажных носителей.
Организация оперативного хранения документов
До начала подготовки передачи в архив документация систематизируется в номенклатурные дела согласно специфике предприятия. Эта работа проводится сотрудниками соответствующих структурных подразделений или работниками службы делопроизводства. Бумажные носители группируются в папках, это могут быть обычные скоросшиватели со специальными сменными кармашками, в которых помещаются вкладыши с наименованием номенклатуры. Название папки должно быть максимально информативным, чтобы облегчить поиск документа.
На обложку папки наносятся следующие сведения:
- начало и окончание исполнения;
- общее количество листов в деле;
- сроки оперативного хранения документов;
- личные данные исполнителя и его контакты;
- дополнительные сведения, например: «на согласование», «на подпись», «к исполнению».
Копии бумаг могут храниться на рабочем месте исполнителей при условии обеспечения их полной сохранности.
При ведении учета в электронном виде вся документация также систематизируется по соответствующим папкам на серверном хранилище. Его создание значительно упрощает совместное использование документа несколькими пользователями и повышает скорость исполнения поставленной задачи.
Требования к организации оперативного хранения документов
Для бумаг должно быть выделено помещение, оборудованное специальными шкафами. Дела, содержащие сведения, которые представляют служебную или коммерческую тайну, хранятся в стальных сейфах. Вход в комнату должен быть доступен только для лиц, ответственных за сохранность документации.
Выдача информационных носителей производится по письменному разрешению первого руководителя организации с регистрацией в журнале учета. Оперативное хранение документов предприятия по правилам требует возврата выданных документов в конце рабочего дня. В секторе должен поддерживаться определенный уровень влажности и температурный режим, исключающий негативное воздействие на содержимое комнаты.
Преимущества оперативного хранения документов
Нарушение правил документооборота приводит к увеличению затрат на поиск нужного отчета, его потере или утечке информации, представляющей коммерческую тайну.
Оперативное хранение документов и дел способствует:
- быстрому поиску и доступу к информации;
- обеспечению сохранности носителей;
- упорядоченному размещению папок с делами;
- соблюдению срока хранения первичных бухгалтерских документов и кадровых распоряжений;
- своевременной подготовке документации для передачи в архив.
После окончания срока хранения архивных материалов они подлежат утилизации. Уничтожение бумаг проводится по установленным правилам и только после проведения экспертизы, подтверждающей правомочность этих действий.
Если вам необходимо провести профессиональный анализ оперативного хранения, экспертизу и утилизацию архива вы можете заказать услугу в нашей компании. Мы поможем грамотно систематизировать разрозненную документацию и вести учет документооборота согласно архивному законодательству.